Доржи Банзаров
1822-1855
«… Я живу одним жалованием, хотя на руках у меня бывали такие дела, от которых другие толстеют; я же от них худею…» «… Я долго прожил между бурятами, производил следствия строго, одним словом, дела вел не политично, меня на десять дней посадили на гауптвахту, но все-таки ничего со мною нельзя было сделать….» «… Учеными делами заниматься во время командировки нельзя, потому что всех книг с собой не повезешь, голова занята другими предметами, нет людей, вопросы и мнения которых могли бы навести на ученость. Наконец, если бы я жил постоянно в Иркутске, и то ничего не мог бы сделать, потому что у меня нет книг. Но при всем том я занимался сколько было можно, изучал бурятские наречия, собирал сведения о древностях и некоторые из них рассмотрел…»
— Доржи Банзаров
Биография
Родился в 1822 году в Ичетуйской долине в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова. Родители решили обучить Доржи русской грамоте и в сентябре 1833 года отдали его в Троицко – Савскую войсковую русско-монгольскую школу. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично окончил курс школы. В 1835 году Доржи в числе четырех бурятских мальчиков был отправлен в Казань в гимназию. Умный и одаренный юноша в июне 1842 года с золотой медалью окончил 1-ю Казанскую гимназию и в том же году поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета.В 1846 году Доржи окончил университет и защитил диссертацию на тему «Черная вера или шаманство у монголов». Диссертация, как одна из лучших, в том же году была напечатана в «ученых записках Казанского университета». Первооткрывателю тайн Черной веры Доржи Банзарову, как сыну казака, нужно было прослужить двадцать лет на службе, но решением государственного Совета он был освобожден от этой повинности и назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

Внёс большой вклад в различные отрасли востоковедения, оставив заметный след и обогатив сокровищницу отечественного востоковедения трудами, не потерявшими своего научного значения и в наши дни.
В июне 1842 года окончил Казанскую гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.
В сентябре 1842 года поступил в Императорский Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

Статьи на монгольском языке «Всеобщая география» и «Грамматика монгольского языка», «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов», «О происхождении имени Монгол», «Об ойратах и уйгурах», «О происхождение имени Чингис»
В 1846 году представил выпускную работу "Черная вера или шаманство у монголов
В 1846 г. удостоен степени кандидата философии
В 1847—1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга.

Был избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества.

В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848—1850 учился документооборту в канцелярии Казанской губернии
В 1850—1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьёве-Амурском
В 1851 опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана», посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне»
В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Выполнял поручения ИРГО.
Made on
Tilda