Попов Иван Васильевич
1874 – 1945
«Искусство и наука равноправны. Подход к натуре – основное для всякого рисунка… Искусство очень удобное средство для воспитания эстетического восприятия, так как в них дана красота в сгущенном виде. Но красота, вообще говоря, находится в окружающей нас реальной действительности».
— Попов Иван Васильевич
Биография
Родился в семье священнослужителя Василия Степановича и его жены Капитолины Димитриановны; внук просветителя Димитриана Дмитриевича Попова, брат Пантелеймона Васильевича Попова. Как и его брат, в середине 1930 годов стал членом научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» («Будущее якутов»).

К рисованию интерес проснулся у мальчика ещё в детстве. Он развивался как художник-самоучка, так как учиться живописи в Якутии в то время было не у кого. Его желание писать поддерживал дед Димитриан Попов. Первоначальное образование Иван получил в Якутской духовной семинарии. С 1891 года служил в разных церквях псаломщиком. В 1900 году преподавал рисование в духовной семинарии, совмещая службу псаломщиком в тюремной церкви. В 1902 году Попов был определён к Холгуминской церкви, затем распоряжением епархиального начальства был направлен на один год в Москву и Петербург обучаться на иконописца.

С 1905 года Иван Васильевич занимался сбором этнографических коллекций для петербургских музеев. Это занятие обогатило его краеведческими знаниями. По большей части его занимали раскопки древних могил и он тщательно описывал эти древние якутские захоронения. Представил в Археологическую Комиссию множество фотоснимков, рисунков и чертежей старинных церквей и памятников Якутской области Российской империи. Открыл в Якутске первую иконописную и художественную мастерскую.

Живописи обучался в Петербурге в студии А. В. Маковского в 1903—1905, 1909—1910 и 1912—1915 годах. Работы И. В. Попова были представлены на выставках изобразительного искусства Якутской АССР (Москва, 1957) и Якутии (Москва, 1963, 2002); на передвижной выставке якутского изобразительного искусства в городах РСФСР (1963—1964) и на выставке произведений художников автономных республик. РСФСР (Москва, 1971). Его персональные выставки были организованы также после смерти художника в 1953, 1974, 1994, 1999 годах в Якутске. В январе 1945 года Ивану Васильевичу было присвоено звание народного художника Якутской АССР.

Его работы представлены в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), а также в музеях Санкт-Петербурга, Гамбурга, Дрездена и в частных коллекциях.
Его дед (по материнской линии) протоиерей Димитриан Дмитриевич Попов, происходил от русских выходцев из европейской части России. Родился он в с. Покровске, что в 80 км. от г. Якутска. Отец его служил дьяконом, а сам Димитриан окончил Иркутскую духовную семинарию. В Иркутске он женился на дочери няни детей декабристов (Трубецких) Татьяне Фёдоровне Косыгиной, блестяще окончившей институт им. Медведковой. Молодая чета выехала в г. Якутск, а затем в 1851 г. поселилась в с. Ытык-Кёль Ботурусского улуса, где они остались до конца своей жизни. Как видим, корни родословного древа Ивана Васильевича выросли на исконно русской земле. Он потомок простых русских людей, нашедших себе жизненную пристань в далёкой Сибири, точнее, любовь к людям и жизни, трудолюбие и тягу ко всему светлому и здравому он унаследовал от духовных традиций русского народа.
Пережил четыре войны: русско-японскую, первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную.
Иван Васильевич, будучи семинаристом, рано начал писать иконы и расписал иконостасы двух церквей. Всё это в годы разгула классовой борьбы давало повод активистам комсомола и партии смотреть на художника как на «отпрыска» классовых врагов церковников. И всё это ему надо было стерпеть, выдержать. Тут надо было действительно быть «рабом Божьим», воспитанным в духе смирения и многотерпения. И для смягчения своей «вины» художнику приходилось Волревкому и клубу оформлять стенные газеты, писать лозунги и т.п.
И.В.Попов был продолжателем идей демократических просветительских традиций русской художественной интеллигенции и миссионеров русской православной церкви, подвижником которой был архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Преосвященный Иннокентий (Вениаминов). Именно ученики и последователи Вениаминова архиепископ Якутский и Вилюйский Мелетий и протоиерей Димитриан Попов помогли и наставили Ваню Попова получить образование и стать профессиональным художником. Вот как писал он о помощи архиепископа Мелетия в своей автобиографии: «Художественные мои способности были известны епископу Мелетию, который накупил мне красок, кистей, холста и даже отвёл мне отдельную комнату и внушил мне мысль не оставлять под спудом художественных способностей и заронил мысль о необходимости получения специального художественного образования. В благодарность епископу я написал картину «Христос и евангелист Иоанн» и подарил ему. Картина эта имела успех».
По признанию самого художника, у него пропали более 60-ти работ и множество рисунков, подаренных, проданных за бесценок или не возвращённых ему. В числе этих работ, конечно, были те, которыми он в творческом отношении очень дорожил, например, портрет Ленчика (жены), первый вариант «Шамана», «Усадьба якута», «Манчаары», копии с картин великих художников, пейзажи, этюды и т.д. Незавершёнными остались давно задуманные полотна: «Ковёр тайги», «Эллэй и Омогой», «Как юрта встретила революцию», «Портрет П.А.Ойунского» и др.
В 1914 г. выслал в Германию через фирму В.Н.Александера 5 ящиков экспонатов из 1226 предметов, состоящих из серебряных украшений, меховой одежды и других изделий якутских мастеров. Эти вещи попали в этнографические музеи Берлина, Гамбурга, Лейпцига, Франкфурта на Майне. А сколько было доставлено в местный Якутский краеведческий музей, в Музей антропологии и этнографии им. Петра I, музей им. Александра III в Петербурге и другие музеи.
Большую ценность представляют и фотографии художника, в которых он раскрывал бедственное положение народа и в то же время показывал трудолюбие простых людей, их добрый нрав, оптимизм и умение ценить и создавать красоту в жизни. Иван Васильевич занимался фотографией до 1914 г. Эти фотографии и негативы к ним хранятся в фототеке музеев Москвы, Петербурга и в Германии. Из этих своих снимков художник выпустил большое количество почтовых открыток на якутские сюжеты через немецкую компанию «Шерер и Наггольц» в 1910 г. Это популярное наследие художника, получившее признание мировой общественности ещё в дореволюционное время, остаётся у нас до сей поры без достаточного внимания как с точки зрения художественной, так и в качестве научно-исторической ценности.
Иван Васильевич был первым родоначальником искусства живописи Якутии. До него у якутов не было даже слова «художник». Он был питомцем академических курсов и школ знаменитых художников-передвижников В.Е. и К.Е.Маковских . Учился с отрывами, избирательно, в силу материальных трудностей. Но в его учёбе есть одна особенность: он учился живописи у мастеров мирового класса, т.е. копируя их великолепные картины, которые ему по душе. Из этих копий сохранились у нас в Якутии: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, выполненная с оригинала в Эрмитаже; «Св. Цецилия» Карло Дольчи из собрания Румянцевского музея; «Христос и фарисей» Тициана с репродукции; «Моление о чаше», «Иуда» Н.Н.Ге; «Русская девушка» К.Б.Венига, копированные с оригиналов, хранящихся в Русском музее.
Не имея ни средств, ни возможностей заниматься только своим профессиональным творческим трудом, художник десятки лет проработал учителем в сёлах Черкёх, Ытык-Кёль, Олба, Игидейцы, оформляя митинговые трибуны, стенные газеты или, в лучшем случае, получая заказы на реставрацию музейных экспонатов. Односельчанами он был избран председателем сельского совета. Уважал и поддерживал Ивана Васильевича П.А.Ойунский, возглавлявший тогда научно-исследовательское общество «Саха кэскилэ».
Будучи бедным, многосемейным, не требовательным к себе в быту и абсолютным бессребреником, строго исполняя в военное время службу метеоролога, обязанного давать точные сведения через каждый час, он умер от переутомления и недоедания.     
Made on
Tilda