Афанасий Николаевич
Осипов
1928 – 2017
«Природа средней полосы России удивительно трогательна и близка человеку. А «Академичка» (творческая дача художников) на древней тверской земле влечет каждого российского, да и не только российского живописца. Например, я здесь чувствую себя как дома, хотя постоянно живу и работаю, казалось бы, в совершенно другой природной среде. Может быть, это потому, что среднерусская природа многим из нас, выходцам из отдаленных российских областей и республик, знакома еще с детства по произведениям И. Сороки, А. Венецианова, А. Саврасова, И. Левитана, И. Репина, В. Серова, В. Бялыницкого-Бируля. А сейчас, бывая на «Академичке», в ее окрестностях, то и дело замечаешь знакомые мотивы произведений наших современников – В. Сидорова, братьев Ткачевых, В. Гаврилова. И не одно поколение художников будет опираться на опыт своих предшественников, вдохновившихся этим удивительным краем»
— Афанасий Осипов
Биография
Афанасий Николаевич Осипов, живописец, родился 28 февраля 1928 года во 2-м Эргитском наслеге Горного улуса.

Окончил в 1945 г. Якутский техникум потребкооперации, в 1949 г. – Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова, в 1955 г. – Московский государственный институт имени В.И. Сурикова (мастерская профессоров П.П. Котова и П.Ф. Решетникова).

В 1955-1957 гг. преподавал в Якутском художественном училище, после чего перешел на свободную творческую работу.

С 1994-2004 гг. работал в должности профессора Якутского филиала Красноярского художественного института, ставшего художественным факультетом Арктического института культуры и искусства.

Творческая деятельность началась с дипломной картины на историко-бытовую тему «Изгнание шамана», давшей толчок последующему развитию якутской живописи, развитию жанров портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Его произведения, такие как «Правление колхоза», триптих «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Ысыах», момские пейзажи, монгольская серия, отличаются глубиной разработки жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств живописи на реалистической основе. Якутия-Монголия-Алтай-Гималаи предстают в пейзажах художника как величавый и прекрасный мир степей и гор, хранящий тайны рождения и миграций древних народов Центральной Азии.

Ярким примером монументально-декоративной живописи художника является роспись фойе Якутского музыкального театра на тему «Ысыах».
Организаторские способности проявил с отрочества. В Якутской семинарии организовал ученический совет как правомочный совет учащихся учительской семинарии..
Был смелым и прозорливым с юности. Член нелегального политического кружка учащихся, организованного Ем. Ярославским. Весомый вклад в геологическое освоение Северо-Востока.
Ему было 19 лет, когда они с Платоном Слепцовым-Ойунским организовали «Союз рабочих якутов». Сохранение природного равновесия на легко ранимой Чукотской земле.
Один из инициаторов , организаторов и руководителей Якутской АССР в 1922 г.
Активно интересовался наукой. Инициатор
и организатор комплексной экспедиции по изучению производительных сил Якутии.
Активно противостоял незаконным репрессиям. Единственный из руководителей союзных республик, организовавший комиссию ЦК по расследованию незаконных действий органов НКВД.
Владел семью языками. Помимо русского и якутского он владел немецким, английским, французским.
Made on
Tilda